?

Log in

No account? Create an account

Строитель все о Строительстве, Архитектуре, Ремонте, Дизайне! Стройка от А до Я! От идеи до объекта!

Журнал-сообщество "Строитель" для всех и каждого! Вступайте в наши ряды, будет интересно!

Previous Entry Share Next Entry
Хрущевки 44. Платтенбау и Панеляк.
mgsupgs wrote in stroitel

 
Как я уже писал ранее первые опыты панельного строительства относятся к 30-м годам прошлого века.
Как правило мало кто помнит автора самой технологии тем паче что он был не один,  но имя  идеолога панельного строительства в принципе на слуху. Вот только ассоциировать с ним хрущевку читателю не знакомому с темой - в голову не придет.
Итак Шарль Эдуард Жаннере-Гри (фр. Charles Edouard Jeanneret-Gris); 6 октября 1887, Ла-Шо-де-Фон, Швейцария — 27 августа 1965, Рокебрюн — Кап-Мартен, Франция)
Что всё еще непонятно тогда под кат...

 
Ле Корбюзье - отец "Брутализма"

Я не буду пытаться отразить даже в малой тольке жизнь и творчество этого великого мастера, я лишь пройдусь по основным этапам становления идеи массового жилого строительства в его понимании...
 



Во Франции для выставки «Осенний Салон» 1922 года Эдуард Ле Корбюзье и Пьер Жаннере представили проект «Современный город на 3 млн жителей», в котором предлагалось новое видение города будущего. Впоследствии этот проект был преобразован в «План Вуазен» (1925) — развитое предложение по радикальной реконструкции Парижа. Планом Вуазен предусматривалось строительство нового делового центра Парижа на полностью расчищенной территории. Для этого предлагалось снести 240 гектаров старой застройки. Восемнадцать одинаковых небоскрёбов-офисов в 50 этажей по плану располагались свободно, на достаточном расстоянии друг от друга. Застраиваемая площадь составляла при этом всего 5 %, а остальные 95 % территории отводились под магистрали, парки и пешеходные зоны. «План Вуазен» широко обсуждался во французской прессе и стал своего рода сенсацией.

Visitable : maison municipale

В 1924 году по заказу промышленника Анри Фрюже в посёлке Пессак под Бордо был возведён по проекту Корбюзье городок «Современные дома Фрюже» (Quartiers Modernes Frugès). Этот городок, состоящий из 50-ти двух-трёхэтажных жилых домов, был одним из первых опытов строительства домов сериями (во Франции). Здесь применены четыре типа здания, различные по конфигурации и планировке — ленточные дома, блокированные и отдельно стоящие. В этом проекте Корбюзье пытался найти формулу современного дома по доступным ценам — простых форм, несложного в строительстве и обладающего при этом современным уровнем комфорта.



На Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств 1925 года в Париже по проекту Корбюзье был построен павильон «Эспри Нуво» (L’Esprit Nouveau). Павильон включал в себя жилую ячейку многоквартирного дома в натуральную величину — экспериментальную квартиру в двух уровнях. Похожую ячейку Корбюзье использовал позже, в конце 40-х годов, при создании своей Марсельской Жилой Единицы. Марсельский блок (1947—1952) — это многоквартирный жилой дом в Марселе, расположенный особняком на просторном озеленённом участке. Корбюзье использовал в этом проекте стандартизированные квартиры «дуплекс» (в двух уровнях) с лоджиями, выходящими на обе стороны дома. Внутри здания — в середине по его высоте — расположен общественный комплекс услуг: кафетерий, библиотека, почта, продуктовые магазины и прочее. На ограждающих стенах лоджий впервые в таком масштабе применена раскраска в яркие чистые цвета — полихромия. Подобные Жилые Единицы (частично видоизменённые) были возведены позже в городах Нант-Резé (1955), Мо (1960), Брие-ан-Форе (1961), Фирмини (1968) (Франция), в Западном Берлине (1957). В этих постройках воплотилась идея «Лучезарного города» Корбюзье — города, благоприятного для существования человека.
 


В 1950 году по приглашению индийских властей штата Пенджаб Корбюзье приступил к осуществлению самого масштабного проекта своей жизни — проекта новой столицы штата, города Чандигарх. Как и в Марсельском блоке, для наружной отделки применена особая технология обработки бетонной поверхности, так называемый «béton brut» (фр. — необработанный бетон). Эта техника, ставшая особенностью стилистики Ле Корбюзье, была подхвачена позже многими архитекторами Европы и стран других регионов, что позволило говорить о возникновении нового течения «брутализм». Брутализм получил наибольшее распространение в Великобритании (особенно в 1960-е гг.) и в СССР (особенно в 1980-е гг.) К началу 1980-х гг. Западную Европу захлестнула волна протестов против такого рода застройки. Со временем брутализм стал восприниматься как воплощение худших качеств современной архитектуры (отчуждённость от потребностей человека, бездушность, клаустрофобичность и т. д.), и его востребованность сошла на нет.



Построенный по плану город Бразилиа, столица Бразилии, был создан как воплощение видения Ле Корбюзье, и включает некоторые знаменитые во всём мире образцы типовых жилых зданий разработанные им в 20-40-х годах.
 

 И волна "платтенбау"  С легкой руки "Маэстро" покатилась по Европе, причем не только Восточной, а и по самой что ни на есть Западной.

Германия «платтэнбау» («панельное здание»)

Польша
  • Россия: «панельный дом», «блочный дом» или просто «блок»
  • Чехия: Panelák (блочные дома в бывшей Чехословакии на Викискладе)

Термин panelák употребляется специально по отношению к блочным домам, строившимся в бывшей Чехословакии. Тем не менее похожие дома строились и в других социалистических странах, и даже в Западной Европе. Эквиваленты панелаков (чешского термина «панелак» («panelák»)) в других языках:

  • французский: Maison à panneaux
  • немецкий: Plattenbau / «платтэнбау»(«панельное здание») ]
  • Австрия: Gemeindebau/«гемайндэбау» («общинное здание»)
  • болгарский: панелен блок, панелка
  • хорватский: stambeni blok («плиточный блок»)
  • словацкий: Panelový dom («панеловы дом»)
  • польский: Blok, Wielka płyta («велька (великая/большая) пўыта»)
  • румынский: Bloc
  • итальянский: Casa prefabbricata
  • эстонский: Paneelmaja
  • венгерский: panelház («панельный дом») или tömbház («блочный дом»), Трансильванский вариант;
  • финский: Elementtitalo, Tornitalo
  • сербский: stambeni blok («стамбени (плиточный) блок»)
  • каталонский: bloc prefabricat
Прага, Чехия
  • испанский: Torreta prefabricada (в США часто — Panel или Sectional)
  • эсперанто: Slabokonstruaĵo
  • Словенский язык: sk:Vežový dom
 Односекционный  11-этажный жилой дом по улице Ružová dolina в Братиславе 
 
улица Чангванг (Пхеньян).
Дома в Hammarkullen — пригород Гётеборга
 

Более того она докатилась и до США. Впрочем успеха там она не имела.
Вообще детища Минору Ямасаки как-то неудачливы в своей архитектурной жизни...
 

Жилой комплекс «Прюит-Игоу»

 (англ. Pruitt-Igoe; также встречается написание «Прюитт-Игоу») — социальный жилой комплекс, существовавший с 1954 по 1974 год в городе Сент-Луисе штата Миссури, США. Состоял из тридцати трёх 11-этажных жилых зданий. Был спроектирован архитектором Минору Ямасаки, который известен как автор проекта Всемирного торгового центра в Нью-Йорке.

Вид на комплекс «Прюит-Игоу» с высоты птичьего полёта

Целью создания комплекса было решение проблемы жилья для молодых квартиросъёмщиков, относящихся к среднему классу.

За проект комплекса автор получил премию Американского института архитектуры (<a href="http://www.aia.org">American Institute of Architects</a>). Заметим, что на бумаге всё было гораздо веселее: солнце, зелень, открытые пространства. Но в реальности серьёзное сокращение бюджета заставило Ямасаки пойти на компромисс и от многого отказаться (фото с сайта umsl.edu).

За проект комплекса автор получил премию Американского института архитектуры (American Institute of Architects). Заметим, что на бумаге всё было гораздо веселее: солнце, зелень, открытые пространства. Но в реальности серьёзное сокращение бюджета заставило Ямасаки пойти на компромисс и от многого отказаться (фото с сайта umsl.edu).

 

 
Ямасаки испытал сильное влияние знаменитого Ле Корбюзье и в своих проектах придерживался функционализма, то есть первичности утилитарно-практического назначения жилища по отношению к его форме.
 

Функционализм обезоруживаеÑ‚. Основной маÑ‚еÑ€иал – Ñ‚иповÑ‹е блоки железобеÑ‚оннÑ‹ÑÂÂ… плиÑ‚. КрыÑÂÂˆи – плоские, этажностÑÂÂŒ – средняя, крылÑÂÂŒÑÂÂ†о – с железобеÑ‚оннÑ‹м козÑ‹Ñ€ÑÂÂŒком, декоÑ€ – прямоуголÑÂÂŒнÑ‹е плиÑ‚ки каÑ„еля (Ñ„оÑ‚о с сайÑ‚а umsl.edu).

Функционализм обезоруживает. Основной материал – типовые блоки железобетонных плит. Крыши – плоские, этажность – средняя, крыльцо – с железобетонным козырьком, декор – прямоугольные плитки кафеля (фото с сайта umsl.edu).

 Ничего не напоминает? Точно, наши родные и любимые спальные районы. Так что начало строительства знаменитых хрущёвок было вполне в русле передовых тенденций своего времени. Правда, у нас это считалось нормальным жильём, а никаким не "социальным". Местами даже престижным было. Ну да ладно.

 Основная идея обезличенных микрорайонов не в их простоте и похожести, а в принципе зонирования: в город люди ездят работать, а здесь – живут. И для жизни они обеспечены всем необходимым – три детских сада, универмаг, спортшкола, кинотеатр, ну и так далее.

 

 

 

 

Однако рукотворные проекты, где всё заранее обдумано и распланировано, платят за функционал перманентной угрозой забвения. Стихийно сложившиеся, хаотично-бесструктурные поселения всё же как-то прочнее и устойчивее к штормам фортуны.

 В прямолинейном городе-муравейнике расцветают не самые благородные, зато самые коренные человеческие качества – приспособляемость и постоянная готовность к конкуренции в рамках естественного, а кое-где и противоестественного отбора.

 

"НулÑÂÂŒ к нулÑÂÂŽ и циÑ„Ñ€а к циÑ„Ñ€е, всё – белому человеку и ничего негру", – пелосÑÂÂŒ в стаÑ€инной песне чеÑ€нокожиÑÂÂ… дженÑ‚лÑÂÂŒменов. Особенно стилÑÂÂŒно это звучало на английском: "Nought to nought, an

"Нуль к нулю и цифра к цифре, всё – белому человеку и ничего негру", – пелось в старинной песне чернокожих джентльменов. Особенно стильно это звучало на английском: "Nought to nought, an' figguh to figguh, all fuh de white man, an' none fuh de nigger". Сегодня на деньги, вырученные за пару схожих по духу речитативов, современные афроменестрели могут, пожалуй, скупить половину Сент-Луиса (фото с сайта wikipedia.org).

 

В общем, что-то пошло не так. И в случае с Прюитт-Игоу мы даже знаем, что это было.

Изначальный план проекта предусматривал два независимых квартала – тот, что для цветных, был назван в честь чернокожего Уэнделла Прюитта (Wendell O. Pruitt), лётчика-истребителя времён Второй мировой, а второй носил имя Уильяма Игоу (William L. Igoe), некогда американского конгрессмена. Белого, само собой.

 Но в 1954 году сегрегация была запрещена на законодательном уровне, и представителям различных культур пришлось жить вместе. Возникло муниципальное образование под объединительным названием – через дефис.

Однако объединения не получилось. Расовые предрассудки глубоко проникли в быт рядовых американцев. Особенно если мы говорим о Юге. Нет, Миссури (со своим Сент-Луисом), это, конечно, не чистый Юг, но за ним уже маячат Арканзас и Теннесси. А может, и не предрассудки это были вовсе, а что-то другое.

 

НекоÑ‚орые пÑ€огÑ€ессивнÑ‹е аÑ€ÑÂÂ…иÑ‚ектурнÑ‹е особенности Ñ‚оже подлили масла в огонÑÂÂŒ. НапÑ€имеÑ€, пÑ€ичудливая сÑÂÂ…ема движения лиÑ„Ñ‚ов под названием skip-stop: они останавливалисÑÂÂŒ Ñ‚олÑÂÂŒко на пеÑ€вом, чеÑ‚вёртом, седÑÂÂŒмом и десятом этажаÑÂÂ… – с целÑÂÂŒÑÂÂŽ минимизации лÑÂÂŽдскиÑÂÂ… пÑ€обок. На деле это пÑ€ивело к Ñ€осту числа пÑ€еступлений, и многие "ноÑ€малÑÂÂŒнÑ‹е" жиÑ‚ели пÑ€осто не смогли оставаÑ‚ÑÂŒся в своиÑÂÂ… квартиÑ€аÑÂÂ… (Ñ„оÑ‚о с сайÑ‚а umsl.edu).

Некоторые прогрессивные архитектурные особенности тоже подлили масла в огонь. Например, причудливая схема движения лифтов под названием skip-stop: они останавливались только на первом, четвёртом, седьмом и десятом этажах – с целью минимизации людских пробок. На деле это привело к росту числа преступлений, и многие "нормальные" жители просто не смогли оставаться в своих квартирах (фото с сайта umsl.edu).

 После многочисленных безуспешных попыток улучшить криминогенную ситуацию в жилом комплексе, 16 марта 1972 года по решению Федерального правительства было взорвано первое здание , затем в течение двух лет — и все остальные. Полностью территория была расчищена в 1976 году.

Как бы там ни было, в течение двух лет большинство белых поселенцев нашли себе жильё получше и покинули микрорайон. Неблагополучные элементы заполонили квартал, уровень преступности заметно подрос, а тут ещё и бюджету объявили секвестр — в связи с эмиграцией.

 Было несколько попыток спасти казавшийся таким симпатичным социальный проект, на что было-таки найдено около пяти миллионов долларов. Однако ситуация всё более усугублялась. Под конец она стала настолько удручающей, что 16 марта 1972 года власти города приступили к сносу домов.

 

2870 апартаменÑ‚ов в 33 одиннадцаÑ‚иэтажнÑ‹ÑÂÂ… домаÑÂÂ…, Ñ€аскинувшиÑÂ…ся на 23 гекÑ‚аÑ€аÑÂÂ… земли, – всё пÑ€опало. По иÑ€онии судÑÂÂŒбÑ‹, сейчас на этом месте Ñ€асположен один из самÑ‹ÑÂÂ… пÑ€естижнÑ‹ÑÂÂ… пÑ€игоÑ€одов (Ñ„оÑ‚о с сайÑ‚а umsl.edu).

2870 апартаментов в 33 одиннадцатиэтажных домах, раскинувшихся на 23 гектарах земли, – всё пропало. По иронии судьбы, сейчас на этом месте расположен один из самых престижных пригородов (фото с сайта umsl.edu).

 Суровый опыт ещё раз убедил деятельных американцев в том, что раздача благ до добра не доводит. В каком-то смысле разрушение Прюитт-Игоу стало для многих символом краха утопических социальных идей и бездушного функционализма в архитектуре.

 Не смогли рациональные подходы к планировке среды обитания решить все проблемы живых людей. По крайней мере, в Сент-Луисе этого сделать не удалось.

 С другой стороны, там ведь даже в лучшие времена всего около десяти тысяч человек проживало. В некоторых московских спальных районах, к примеру, эта цифра приближается к двумстам тысячам. И апокалипсической ситуации пока не наблюдается.

Передача о подрыве домов комплекса широко транслировалась по телевидению США, что сделало «Прюит-Игоу» одним из самых известных неудавшихся проектов социального жилья. Сцены упадка и разрушения комплекса отображены в философском фильме 1983 года «Коянискацци».


Наибольшее распространение за пределами бывшего СЭВ "платтенбау" получило на родине Мэтра во Франции, но и там к началу 80-х начали планомерный снос панельных домов.


Дом архитектора Ле Корбюзье в Берлине. после Второй мировой считался за эталон.

Впрочем как в Москве хотят сохранить последнюю пятиэтажку, так и в Европе никто не покушается на собственно авторские постройки Корбюзье. Сегодня в Берлине всего за сумму от 89 килоевро вы сможете приобрести апартамент в знаменитом доме маэстро...А в Марсельском блоке квартиру можно арендовать.



Источники:
1. Википедия.
2. Мембрана
3. Фонд Ле Корбюзье


****
Полезные ссылки:

1.Вечновисящий пост "Все серии"
2.Аварии Гражданских зданий.
3.Перепланировка в зданиях с продольными несущими стенами.
4. Поиск дома по серии, серии по адресу 

Предыдущие серии:

1.
Снос Хрущевок
2.
Эпитафия Хрущевке
3.
Почем Жильё?
4.
Реконструкция Серии II-18
5.
Сериал "Хрущёбы". Выпуск 5.
6.
Хрущевки.Часть 6. Истоки.
7.
Хрущевки и Современники. Часть 7.
8.
Сталинки и хрущевки
9. Хрущевки №9. К7.
10.Хрущевки 10. Изнанка полусталинки.
11.Хрущевки 11. Первые серии.
12.Хрущевки 12. В защиту крупноблочки.
16 .Хрущевки 16. Серия - долгожитель.
17 .Хрущевки 17. Образцовый район.
18 .Хрущевки 18. Дома на ножках.
19 .Хрущевки 19. Вездесущая и Многоликая.
20. Хрущевки 20. Тихон и Хаусмайстер.
21. Хрущевки 21 Крупноблочка. От 510-й до 209-й.
22. Хрущевки 22 Крупноблочка. От 68-й до 700-й.
23. Хрущевки 23. Накануне.
24 Хрущевки 24. Они были первыми..1957-1962
25 Хрущевки 25. Хрущевка из пластика.
26. Хрущевки 26. Серии I-464, 480, 438
27 Хрущевки 27. Шум и Звукоизоляция.
28 Хрущевки 28. II-49 & I-515
29. Хрущевки 29.Вулых и др.
30.Хрущевки&Брежневки. Единый каталог и Олимпиада.
31.И-1723 А ИВД против !
32 Хрущевки&Брежневки-2. П-30/31 и ИВД.
33. Хрущевки&Брежневки -4 Семейство П3.
34. Брежневки 5. П44
35. Новые Лужковские Хрущебы 6. П44T
36. Новые Лужковские Хрущебы 7. П44М
37. Новые Лужковские Хрущебы. 8. П44ТМ, П44-ТМ25 и П44к.
38  Брежневки 8. П42 и П43
39. Поздние брежневки 9. П55 и П55м 
40. Поздние брежневки 10. П46 , П46м и ИП46с 
41. Перестроечная панель 11 Серия ПД
42. Хрущебы 42. Дополнения, серии II-28, I-439Я и I-510
43. Хрущевки 43. Новосибирские Серии. (I-335, I-464, 111-90&97 )


_________________
No comments

promo stroitel january 16, 2016 15:28 4
Buy for 50 tokens
Пора уже реанимировать наше с вами сообщество stroitel, дать ему новую жизнь. Это возможно, если мы все будем участвовать в наполнении его контентом: текстовым, фото и видео. Задавать и обсуждать вопросы, делиться наболевшим, опытом, открытиями. Стройка, во всех аспектах от идеи,…

  • 1
Отличная статья, большое спасибо)

  • 1